Главная » 2014 » Апрель » 11 » 12 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
18:43
12 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

 

12 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

Астрономия в школе: возможные пути изучения

День космонавтики - это, конечно, в первую очередь повод говорить с гордостью о наших, советских и российских, достижениях в области научного и практического освоения космоса. В канун праздника в Минобрнауки РФ прошло общественное обсуждение базовых вопросов: на каком уровне развития находится сегодня астрономия и астрофизика в стране, какие приоритеты развития этой области являются первоочередными, какие шаги и какие решения позволят развивать инфраструктуру в этих научных областях и дадут толчок для развития. Созданная межведомственная рабочая группа определит приоритеты среди представленных проектов астрономических исследований и подготовки кадров, т.к. «астрофизические исследования… напрямую влияют на развитие промышленности, индустрии, передовых технологий». К сожалению, сегодня из школьных образовательных стандартов, программ основного и среднего общего образования, из проекта нового Федерального перечня учебников исключен предмет «Астрономия». Одно из возможных решений проблемы сохранения астрономического содержания в школьном естественнонаучном образовании предлагают сотрудники ГБОУ ДПО НИРО. ФГОС ООО предусматривает обязательное выделение сетки часов на внеурочную деятельность – можно использовать эту возможность для создания курсов астрофизического содержания по выбору. Курс «Интерактивные лекции по астрономии» разработан А.Ф. Беленовым, канд.физ.-мат.наук, доцентом кафедры естественнонаучного образования НИРО, и апробирован в Нижегородском научно-образовательном центре (НОЦ), созданном на базе ИПФ РАН и лицея №40.

Что понимается в данном случае под  термином «интерактивные»? Речь идет о совместной разработке лекционного материала, когда преподаватель  делает для слушателей своего рода «вызов». После сообщения некоторой конкретной информации в рамках обозначенной темы информационный блок завершается постановкой исследовательской задачи, решая которую, учащиеся по существу дополняют материал лекции новым содержанием. Например, школьникам задается вопрос: «А откуда вы знаете, что Земля вращается вокруг Солнца?».  Конечно, если сопоставить наблюдения видимых движений звезд и планет с законами механики Ньютона, то гипотеза движений всех светил вокруг Земли выглядит чересчур экзотичной. Но не следует забывать об инструментальных  способах проверки гипотез, предполагающих наблюдение явлений, фиксирование результатов с помощью измерительных приборов и последующие  расчеты. Чтобы «проверить» предположение о вращении Земли, ученый-экспериментатор поступил бы следующим образом. Он оценил бы предполагаемые отклики измерительных приборов на движение Земли и сопоставил бы свои оценки с чувствительностью приборов. Иначе говоря, исследователю пришлось бы поставить и решить ряд задач – оценок. Предлагая школьникам проделать подобные оценки,  автор курса показывает ученикам, как «добывались» научные знания по данной теме. В то же время представляются особенности эпохи,  в которой происходило становление астрономических идей. Строгое изложение  накопленного опыта, точное следование оригиналам  привело бы к избыточному объему информации по сравнению с учебной программой. Поэтому задача, которую ставил перед собой автор интерактивного курса, - «вдохнуть» в известные разделы  курса физики астрономическое начало. В этом смысле оригинальные астрофизические модели представлены большей частью на качественном уровне.  Подобного рода лекционно-практические занятия можно рассматривать как попытку  воспроизведения для школьников научного поиска, приводящего к новым знаниям.

 

Категория: Воспитательная работа в школе. Конкурсы 2013-2014 учебный год | Просмотров: 507 | Добавил: Admin