Главная » Файлы » Разработки учащихся и педагогов школы » Педагог-психолог Чурапина М.А.

Итоги исследования самооценки и межличностных отношений внутри классных коллективов
[ Скачать с сервера (55.5 Kb) ] 22.03.2014, 20:33

Аналитическая справка к совещанию при директоре

Итоги исследования самооценки и межличностных отношений внутри классных коллективов

январь, 2013-2014 учебный год

 

Педагог-психолог: Чурапина М.А.

 

 Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учение, центральная личность для ребенка – учитель. В нашей школе высококвалифицированные педагоги начальных классов, компетентные в области межличностных отношений между младшими школьниками, между школьником и педагогом, между младшим и более страшим школьником. В декабре 2013 года проходило исследование УУД учащихся школы, которое не выявило серьезных опасений по предмету обсуждения. В начальных классах налажена работы по созданию благоприятного внутриклассного коллектива. Есть легкие межличностные конфликты, но они конструктивно решаются педагогами и детьми, иногда с привлечением родителей.

В 5 классе, где обучаются младшие подростки исследование проводилось в 1-ой учебной четверти и также не было выявлено серьезных проблем. Классным руководителем Цыбуцининой Н.М. ведется тщательная не только педагогическая, но и психологическая работа, так как подростки находятся в состоянии не только перехода от одного школьного звена к другому, но и в состоянии гормональных изменений в своем организме, что чревато всплесками агрессии, снижением самооценки, повышенным уровнем притязаний.

Классному руководителю были даны соответствующие рекомендации по каждому из учащихся, еженедельно ведется наблюдение за детьми с последующим обсуждение с пед.коллективом. Учащиеся 5 класса посещают психолого-педагогический кабинет на переменах, рассказываю о своих «неприятностях», обсуждают пути решения.

Более серьезное опасение в педагогическом коллективе вызывают взаимоотношения между 8 и 9 классами, которые, очевидно, соперничают за «первенство».

Ребята не могут и не хотят находить точки соприкосновения, у них есть общие интересы, но они еще больше подталкивают их к соперничеству.

Как в 8, так и в 9 классе выявлены ребята с завышенной самооценкой и завышенным уровнем притязаний. При этом личностное развитие не находится на высоком уровне, подростки ориентированы на достижение лидерских позиций любой ценой.

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают  самоуверенность и отказ себе в праве на ошибки. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу, что может стать причиной отсутствия любого самоконтроля, а это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

При этом и 8, и в 9 классе есть личности с заниженной самооценкой, которые стали пассивно игнорируемыми, то есть ребята не вовлекаются ни в «плохие», ни в «хорошие» события класса. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, "комплекс неполноценности’’. Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.

Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс саморазвития затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат, но в любом случае она возможна и необходима, потому что значительно повышает качество жизни. Классным руководителям данных классов очевидна проблема и они в состоянии ее решить, но этому мешает ряд факторов: ребята являются приезжими, а большая вероятность их включенности в коллектив состоит именно во внеурочной деятельности, чего, по сути, ребята лишены, за исключением классных часов.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек спокойно и конструктивно относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы по возможности не повторить их вновь.

Развивать у себя адекватную самооценку можно на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и успешно заниматься саморазвитием.

В январе 2013-2014 учебного года по запросу администрации и классных руководителей в 8 и 9 классе было проведено психолого-педагогическое исследование самооценки и межличностных отношений внутри 8 и 9 класса, которые на протяжении 1-го полугодия конфликтуют между собой с целью завоевания лидерства в школе.

В исследовании  приняло участие 14 учащихся 8 класса, 2 чел. - отсутствовало (кл. рук. – Чухманова Т.В.) и 16 учащихся 9 класса, отсутствовало 6 человек (кл. руководитель – Зубкова О.Г.)

Исследование проведено 28 января 2014 года.

Результаты исследования следующие.

Вопрос

Статистика ответов

 

 

9 класс – 16 чел

8 класс – 14 чел

2. Оцените состояние вашего психологического здоровья (в процентах)

 

4 человека оценили свое психологическое здоровье ниже, чем 70 %.

10 чел – свыше 70%, 4 чел – до 70%

3. С кем у вас бывают конфликты:

 

1 человек отметил, что у него нет конфликтов, 13 человек указали, что у них бывают конфликты с учащимися, 4 человека – с родителями, 1 человек отметил, что конфликтует с администрацией школы.

9 человек – с учащимися, 2 чел – с учителями, 4 чел – нет конфликтов, 4 чел – с родителями

6. Как вы считаете: у вас сплоченный коллектив?

 

7 человек – ответили «да»,  4 человека ответили «не знаю», 4 человека ответили «средне», 1 человек ответил «нет»

10 человек – ответили «да»,  2 человека ответили «не знаю», 2 человека ответил «нет»

10. Устраивает ли вас характер общения, сложившийся в коллективе?

 

10 человек «устраивает», 4 человека «не очень», 2 человека «не знаю»

14 человек «устраивает», 4 человека «не очень», 1 человек «не знаю», 1 чел. «нет», 1 чел «и да, и нет»

11. Есть ли в классе люди, с которыми вам не хочется общаться?

 

12 человек ответили «нет», 4 человека ответили «да»

8 человек ответили «нет», 5 человека ответили «да»

12. Испытываете ли вы гордость оттого, что учитесь в этом классе?

 

2 человека «нет», 1 человек «не знаю», 13 человек «да»

5 человек «нет», 1 человек «не знаю», 7 человек «да», 2 человека «не знаю»

15. Есть ли, по вашему мнению, взаимопонимание и уважение между одноклассниками?

 

3 «нет» человека, 13 человек – «да»

Не знает – 2 чел, нет – 3 чел, да – 9 чел

17. Сопереживаете ли вы своим одноклассникам, если у них что-либо произошло?

 

Да – 16 человек

3 человека – нет, 11 человек - да

18. Есть ли в классном коллективе затяжные и нерешенные конфликты?

 

Редко – 1 чел, нет – 10 чел, да – 4 чел, нет – 1 чел

Нет – 8 чел, да -6 чел

19. Вы с удовольствием принимаете участие в коллективных делах, занимаетесь общественно полезной деятельностью или это происходит по принуждению учителя?

 

Да – 7 чел, нет – 9 чел

1 чел – не знает, 5 чел – нет, 8 человек - да

20. Когда вы сталкиваетесь с недостатками, вы прямо говорите об этом?

Нет – 8 чел, да – 8 чел

Да – 7 чел, нет – 7 чел

22. В классе есть люди, общение с которыми для вас очень важно?

 

Да – 13 чел, не знает – 1 чел, нет – 2 чел

5 чел – нет, 7 чел – да, 1 человек – не знает

23. Часто ли ваши идеи и предложения используются в коллективе?

 

Нет – 4 чел, не всегда – 1 чел, да – 8 чел, не знает – 2 чел, редко – 1 чел

6 чел – да, 7 чел - нет

25. Есть ли в вашем коллективе изгои?

 

Нет – 14 чел, да – 1 чел, не знает – 1 чел

Не знает – 2 чел, нет – 7 ел, да – 4 ел

28. Чувствуете ли вы, что нужны своим одноклассникам?

 

Не знает – 3 чел, да – 11 чел, нет – 2 чел

Нет – 5 чел, да – 6 чел, не знаю – 2 чел

29. Есть ли замечания, которые вы не можете сказать своим одноклассникам или учителям из-за страха быть отвергнутым?

 

Нет – 8 чел, да – 8 чел

Нет – 7 чел, да – 5 чел

В качестве рекомендации по улучшению внутри- и межколлективных взаимоотнощений предлагается провести ряд тренинговых занятий на сплочение, и ряд воспитательных мероприятий духовно-нравственной и морально-этической направленности.

Категория: Педагог-психолог Чурапина М.А. | Добавил: Admin
Просмотров: 797 | Загрузок: 99
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]